Trt-auto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штрафы за перевозку опасных грузов жд

Перевозка опасных грузов без разрешения

Перевозка различных типов груза автомобильным или железнодорожным транспортов сопряжена с определенной степенью риска. Отдельные категории груза, которые классифицируются как опасные, могут нанести тяжелый вред жизни и здоровью людей, а также состоянию окружающей среды. Такие виды товаров могут использоваться практически во всех сферах промышленности и народного хозяйства, поэтому с тонкостями их транспортировки должен быть ознакомлен каждый владелец или грузоотправитель. Чтобы избежать возникновения потенциально опасных ситуаций на дороге, что могло бы привести к утечке токсичных веществ, организации или автовладельцы должны строго соблюдать установленные международные нормы грузоперевозок. Главным и неотъемлемым условием отправки грузового авто или железнодорожного состава в рейс является наличие разрешения от компетентных органов. Перевозка опасных грузов без разрешения – это серьезное правонарушение, которое может караться штрафом или вообще закончиться возбуждением уголовного дела. Сегодня мы рассмотрим, что законодательно относится к категории опасного груза, каковы требования к их транспортировке и к оснащению автопарка, чем чревата перевозка без наличия разрешения и другие важные нюансы.

Что такое опасный груз?

Классификация опасных грузов осуществляется согласно международному соглашению об организации автомобильных перевозок (ДОПОГ). Все потенциально опасные вещества делятся на 9 классов. Не будем приводить подробную классификацию, просто укажем наиболее распространенные в автомобильных перевозках вещества и товары, подпадающие под требования конвенции:

  • Бензин, керосин, дизельное топливо;
  • Патроны, фейерверки, порох и прочие взрывчатые вещества;
  • Аммиак, пропилен, аргон, эфир, этан и прочие токсичные соединения;
  • Бензол;
  • Водород и гелий;
  • Камфорное, хвойное и сивушные масла;
  • Парфюмерия, краски и прочая продукция химической промышленности;
  • Алкалоиды и ртуть;
  • Щелочи и прочие вещества с высоким коррозионным эффектом.

Требования и правила к оснащению автомобилей

Правила транспортировки опасных грузов обязательно учитывают как степень опасности перевозимого вещества, так и технические характеристики автомобиля. Если не касаться отдельных деталей организации грузоперевозок, а остановиться лишь на общепринятых правилах, то для отправки в рейс необходимо:

  • Наличие разрешительных документов, согласно которым данный груз может перевозиться на данном транспортном средстве и только этим водителем;
  • Наличие оранжевого или желтого проблескового маячка, как это указано в правилах дорожного движения. Водитель должен помнить, что этот опознавательный знак не дает никакого приоритета при перемещении по дорогам общего пользования, он лишь оповещает участников движения о том, что автомобиль перевозит источник повышенной опасности. Столкновение или опрокидывание такого авто может привести к непоправимым последствиям;
  • Строгое соблюдение скоростного режима, который может различаться для разных классов опасного груза;
  • Наличие специальной лицензии перевозчика;
  • Наличие на автомобиле особой маркировки, в которой указывается тип и класс опасности перевозимого вещества. Такая информация бесценна при возникновении аварийной ситуации на дороге или утечке. Сотрудники экстренных служб будут располагать информацией о грузе и смогут оперативно нейтрализовать последствия.

Транспортное средство в обязательном порядке оснащается двумя огнетушителями и прочими средствами пожаротушения. Это песок, лопата и ведро, позволяющие быстро ликвидировать очаг возгорания. Некоторые категории химических грузов запрещено тушить водой, поэтому средства пожаротушения должны быть универсальными. Кроме того, на автомобиле обязательна установка противооткатных упоров, которые должны соответствовать техническим характеристикам транспортного средства.

При перевозке груза в контейнерах или цистернах необходимо лишний раз проверить герметичность тары, а также не перевозить опасные вещества в количестве или объеме, превышающими норму. Это является серьезным нарушением правил.

Необходимые документы

Список документов должен быть у водителя, отправляющегося в рейс:

  • Водительское удостоверение и специальное свидетельство, которое подтверждает степень подготовленности к транспортировке опасных грузов данной категории;
  • Допуск на транспортное средство, отправленное по маршруту;
  • Согласованный и утвержденный должным образом маршрутный лист. Более подробную информацию об особенностях заполнения путевого листа, ответственности за его неправильное заполнение или отсутствие лучше уточнить у специалистов;
  • Аварийная карта, в которой содержится полная информация о грузе, его опасности и правилах обращения с ним при возникновении ДТП или утечки;
  • Разрешение ДОПОГ международного образца;
  • Товарно-транспортная накладная на товар.

Ответственность за нарушение правил

Если транспортировка опасного груза осуществляется с отсутствием необходимых разрешительных документов у водителя, за это полагается штраф. Первая же остановка нарядом ГИБДД (а подобный транспорт проверяется достаточно часто) станет окончанием рейса. Отечественное законодательство предусматривает ответственность как для водителя, так и для транспортной компании или грузоотправителя. Положения европейской конвенции ДОПОГ соблюдаются как при внутренних перевозках, так и на международных маршрутах. В зависимости от тяжести совершенного правонарушения различается и мера ответственности: от штрафа до лишения свободы. Именно по этой причине нужно подходить к оформлению разрешительных документов с максимальной ответственностью. За перевозку опасного груза без разрешения возможна следующая ответственность:

  • Если перевозящий товар шофер является частным лицом и не имеет при себе разрешительных документов, выписывается штраф в размере до 2500 рублей. Если разрешение имеется, но транспортировка осуществляется с нарушением некоторых правил, также возможна административная ответственность в виде штрафа;
  • Если водитель является должностным лицом, работающим по найму, за перевозку без разрешения штраф увеличивается в несколько раз – до 15-20 тысяч рублей;
  • Максимальная ответственность накладывается на юридических лиц: за перевозку без документов возможен штраф в размере до полумиллиона рублей.

Соответствующая статья Кодекса об административных правонарушениях РФ действует в следующих случаях:

  • Отсутствуют документы, подтверждающие факт прохождения водителем обучения и наличия у него опыта и квалификации для транспортировки опасных грузов;
  • Ошибки в оформлении документов, которые должны подтверждать факт оснащения транспортного средства информационными материалами, предупреждающими знаками.

Осуществление перевозки опасного груза частным лицом с незначительным нарушением правил влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере 1000-1500 рублей. Транспортировка должностным лицом увеличивает штраф до 5-10 тысяч рублей. Если перевозка осуществляется юридическим лицом, придется заплатить до 250 тысяч рублей.

Возможна ли уголовная ответственность?

Нарушение правил перевозки опасных грузов, их транспортировка без разрешительных документов может повлечь за собой и уголовную ответственность. Наиболее часто встречающееся нарушение – это управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если в результате пьяной езды возникла аварийная ситуация или пострадали люди, суд может назначить наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 9 лет.

Тяжесть совершенного преступления зависит от наличия жертв, количества пострадавших, тяжести увечий или наличия летального исхода при ДТП с участием опасного груза. Если водитель, управляющий ТС уже привлекался к ответственности за управление в нетрезвом состоянии, возможен штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишение свободы сроком на 2 года. Меру ответственности в данном случае определяет суд. На практике встречались случаи, когда штраф заменялся лишением свободы и наоборот, но уйти от ответственности в данном случае невозможно.

Максимальная ответственность за транспортировку опасного груза лежит на перевозчике. Именно юридическое лицо отвечает за безопасность перевозки, своевременность оформления документов и соблюдение установленных правил. Даже самый мелкий инцидент в пути чреват внушительными материальными убытками. Все сотрудники транспортных компаний, занимающихся перевозками опасного груза, проходят обязательный инструктаж на знание правил и норм.

Если вы хотите избежать нарушений, снизить риск наступления административной или уголовной ответственности, рекомендуем пользоваться услугами опытных специалистов уже в момент оформления разрешительной документации. Если перевозчик самостоятельно следит за соблюдением правил, не допускает к работе некомпетентных специалистов, своевременно контактирует с инстанциями для получения разрешений, риск быть привлеченным к материальной или уголовной ответственности резко сокращается.

Железнодорожные перевозки опасных грузов

Главная — Способы доставки — Железнодорожные перевозки опасных грузов

Почему стоит выбрать услуги компании “Итака-Транс”

Железнодорожные перевозки — востребованная услуга ввиду надежности, относительно низкой стоимости данного вида транспорта.

Качество железной дороги выигрывает перед автодорожным полотном — немаловажный аспект для сохранности опасного груза.

Наличие графика, всесезонность движения грузовых поездов допускают возможность гарантировать сроки доставки в удаленные регионы.

Логистический оператор “Итака-Транс” сочетает в себе три фактора успешной транспортировки товаров, представляющих опасность для людей и природы.

Ключевое направление деятельности — доставка опасных грузов всеми видами транспорта — свидетельство обширного опыта, высокой квалификации, повышенной ответственности специалистов компании “Итака-Транс”.

Лицензия на выполнение железнодорожных перевозок опасных грузов позволяет оперативно организовать процесс транспортирования, соответствующего требованиям безопасности, положениям транспортных ведомств, международным соглашениям.

Соблюдение условий перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом экономит временные ресурсы, минимизирует затраты, исключает нарушения и штрафы.

Перевозка опасных грузов жд транспортом предполагает:

безупречное знание особенностей перемещения данной категории товаров;

владение тонкостями оформления сопроводительной документации при работе с РЖД, железными дорогами иных государств;

эффективное взаимодействие с ведомствами и станционными службами.

Выполняем требования безопасности железнодорожных перевозок

  • перевозим специфические грузы в специально оборудованных транспортных средствах (крытых вагонах, контейнерах, танк-контейнерах, вагонах-цистернах), предназначенных исключительно для опасных веществ;
  • погрузку / выгрузку проводят специально подготовленные работники станции;
  • определенный перечень опасных грузов сопровождается представителем специализированного охранного ведомства, обеспечивающего сохранность груза, исключающего риски краж, внештатных ситуаций;
  • ядовитые газы, кислоты, легковоспламеняющиеся вещества подлежат сопровождению представителем грузоотправителя /грузополучателя;
  • маршрут транспортировки максимально удален от жилых зданий, промышленных сооружений, оздоровительных учреждений, заповедных зон;
  • соблюдаем установленный температурный режим, перевозя термочувствительные грузы.

Критерии надлежащей тары, упаковки для опасных грузов

  • плотная, надежная, герметичная;
  • исключает утечку, просыпание, окисление опасного вещества;
  • прошла испытание, подтвержденное сертификатом надлежащей упаковки.

Обеспечиваем контроль подготовки вагонов, локомотивов

  1. перед загрузкой опасного груза проверяется герметичность вагона / цистерны / контейнера, надежность запорных устройств; проводится очистка резервуара, удаляются остатки предыдущих грузов;
  2. проводится обязательная маркировка транспортных емкостей, предполагающая указание наименования груза, степени опасности, особую окраску, информационные таблички;
  3. локомотив оборудуется техникой пожаротушения.

Документы, необходимые для организации перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

  • лицензия транспортной компании на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  • разрешение Минтранса с указанием названия груза, маршрута, типа подвижного состава;
  • корректно оформленная СМГС накладная, содержащая точное наименование, класс опасности, номер ООН, тип упаковки перевозимого товара, указание номера аварийной карточки;
  • разрешение станции на проведении погрузочных / разгрузочных операций;
  • документы, подтверждающие исправное техническое состояние вагона / контейнера;
  • удостоверения личности сопровождающих сотрудников;
  • разрешение МВД (перевозка особо опасного груза).

Сопровождение грузов

Транспортировка определенных типов опасных веществ (газов, едких жидкостей) требует сопровождения специально подготовленным сотрудником компании-грузовладельца. Правила подготовки проводника:

  • возраст сопровождающего — минимум 21 год, стаж работы с опасными веществами не менее 3 лет;
  • наличие удостоверения, подтверждающего прохождение специальных обучающих курсов;
  • специальная защитная форма одежды сопровождающих, средства индивидуальной защиты, специальных материалов для минимизации вреда вследствие возможной чрезвычайной ситуации.
  • инструктаж относительно особенностей сопровождения конкретного груза, техники безопасности.

Статья 11.14 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

Новая редакция Ст. 11.14 КоАП РФ

1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 11.14 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Читать еще:  Непредоставление преимущества в движении транспортному средству штраф

Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации). Так, согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.

3. На воздушном транспорте порядок провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается федеральными авиационными правилами, а также другими нормативными актами Минтранса России, а в отношении государственной авиации — Минобороны России, МЧС России и актами иных специально уполномоченных Правительством РФ органов, имеющих подразделения государственной авиации.

4. На морском транспорте согласно ст. 151 КТМ РФ груз может быть выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные ему в результате погрузки такого груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. В случае если такой груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному судном с таким грузом.

5. На внутреннем водном транспорте в соответствии со ст. 86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

6. На железнодорожном транспорте правила перевозки грузов, перечисленных в комментируемой статье, определяются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г.

Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25.

7. Субъекты данного правонарушения — граждане и должностные лица.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Комментируемая статья закрепляет три состава административных правонарушений на транспорте — воздушном, водном, железнодорожном, посягающих на безопасность полетов, плавания и передвижения по железным дорогам. Непосредственным объектом всех трех правонарушений являются установленные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, обеспечивающие безопасность воздушного, водного и железнодорожного транспорта. Различия в объекте посягательства этих трех составов состоят только в том, на какой вид транспорта распространяются указанные правила.

2. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют противоправные деяния, нарушающие установленные на воздушном, водном, железнодорожном транспорте правила для перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Нарушения могут быть выражены в активных действиях либо в бездействии (неисполнении того, что предписано нормой права). Особенность объективной стороны комментируемых правонарушений — в виде транспорта, на котором совершаются названные противоправные деяния.

3. Субъектами всех трех составов являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Обучение по курсу Организация перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте

Оставить заявку

Учебный Центр повышения квалификации на ЖД-транспорте проводит обучение руководителей и специалистов, чья производственная деятельность связана с перевозкой пассажиров, движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях, перевозкой опасных грузов и выполнением погрузочно-разгрузочных работ. Все программы соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации, нормативным документам ОАО «РЖД».

Курс обучения по организации перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте

Программа «Организация перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте» разработана с учетом специфики должностных обязанностей специалиста и разработана в соответствии с действующими нормативными актами, а именно с:

  • «Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» (с изменениями), утвержденными постановлением Госгортехнадзора 50;
  • Постановлением Правительства N221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (с изменениями).

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации ставит целью изучение организационных и технических мероприятий. Согласно ему, все работники, ответственные за организацию перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом, должны проходить специальную подготовку. И это неудивительно, ведь процент перевозок опасных грузов среди всех перевозок растет с каждым годом, а вместе с ним растет и количество инцидентов при их транспортировке. Программа предназначена для приобретения знаний и применения их в практической деятельности в области государственных нормативных требований и правил, а так же другой действующей нормативно-технической документации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом.

Характеристика квалификации, содержащаяся в профессиональных стандартах, применяется работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом выполняемых работниками трудовых функций.

Стоимость обучения по курсу Организация перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте

Наименование курса: Организация перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте

Форма обучения: дистанционная или очная

Длительность обучения: 72 часа

Стоимость: 5000 руб.

Периодичность: 1 раз в 3 года

Цель обучения: Совершенствование и подтверждение знаний о перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, их классификации и условиях допуска к перевозке, при выполнении соответствующих требований к вагонам и контейнерам.

Категория слушателей по организации перевозок опасных грузов на ЖД

Кто проходит курс по организации перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте?

  • руководители организаций железнодорожного транспорта, ответственные за организацию перевозок опасных грузов и производства маневровой работы с вагонами, загруженными опасными грузами, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования;
  • должностные лица и специалисты организаций железнодорожного транспорта, ответственные за безопасную и безаварийную эксплуатацию сооружений и устройств технологического комплекса железнодорожного транспорта при перевозке опасных грузов.

Подготовку указанных специалистов проводит наш Учебный центр по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

Программа обучения по организации перевозок опасных грузов

Программа направлена на совершенствование специальных профессиональных знаний и получение новых компетенций в области организации перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте:

  • Нормативно-правовые акты организации работы железнодорожного транспорта
  • Классификация опасных грузов по видам и степени опасности, знаки опасности и их значение. Маркировка тары, транспортных средств, предъявляемых к перевозке опасных грузов.
  • Требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов.
  • Организация перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом
  • Подготовка вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов. Проверка технического состояния. Требования, предъявляемые к вагонам и контейнерам.
  • Порядок включения вагонов с опасными грузами в поезда. Маневровая работа с вагонами, загруженными опасными грузами. Размещение вагонов с опасными грузами в поездах и на станционных путях
  • Общие требования к погрузочно-разгрузочным операциям.
  • Предупреждение и ликвидация последствий аварийных ситуаций
  • Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте

Штрафы в области организации перевозок опасных грузов

В Правилах перевозки опасных грузов на жд говорится, что в случае нарушения будут применимы нормы законодательства. А это значит, что стоит опираться на ст. 12.21.2 КоАП Российской Федерации, где прописаны возможные меры наказания за нарушения правил транспортировки опасного груза.

К примеру, если превышен объем или нет маркировки, назначается штраф:

  • для водителей/машинистов 1 – 1,5 тыс. руб.
  • для должностных лиц 5 – 10 тыс. руб.
  • для компании (перевозчика) 150 – 250 тыс. руб.

При транспортировке опасного груза штраф будет таким:

  • для машиниста 2 – 2,5 тыс. руб. или лишение возможности управлять транспортным средством на полгода
  • для должностных лиц 15 – 20 тыс. руб.
  • для компании 400 – 500 тыс. руб.

Железнодорожные перевозки опасных грузов – процедура, которая должна проводиться с соблюдением всех требований законодательства и инструкций с учетом класса опасности вещества.

Нарушение правил перевозки опасных грузов

Доброго времени суток, уважаемые читатели! По территории России ежедневно перемещаются миллионы тонн грузов. Среди них много таких, которые попадают в категорию опасных. Вещества и изделия, транспортировка которых может причинить вред здоровью людей, принести загрязнение природе или повредить материальные ценности, называются опасными грузами (ОГ).

Нарушение правил перевозки опасных грузов подлежит административной ответственности. При этом наказываются как владельцы транспортных организаций, так и принятые на работу водители.

Уровень ответственности

Доставка опасных грузов с одного пункта в другой может осуществляться автотранспортом, воздушными судами и поездами.
За каждым видом транспорта закреплены регулирующие правила перемещения ОГ:

  • транспортировка плавающим транспортом должна производиться по нормативам МОПОГ;
  • передвижение ОГ по водным маршрутам России требует соблюдения правил ВОПОГ;
  • поставка ОГ по воздушному пространству регулируется специальной инструкцией;
  • перемещение грузов по железной дороге осуществляется согласно «Правилам перевозок железнодорожным транспортом»;
  • транспортировка грузов по автодорогам осуществляется по нормам ДОПОГ (международное соглашение, закрепляющее нормы по перевозке ОГ по странам Европы).

Контроль за соблюдением требований ДОПОГ возложен на Организацию Объединенных Наций. Наряду с документацией, содержащей четкие правила, еще принят ряд ГОСТов по упаковке ОГ и их маркировке.

Читать еще:  Проверка неуплаченных штрафов гибдд по водительскому удостоверению

Классификация и маркировка опасных грузов

Опираясь на Европейское соглашение, ДОПОГ опасные грузы делит на несколько классов:

КатегорияТип грузов
Класс 1Легко взрывающиеся изделия и вещества
Класс 2Газы
Класс 3Жидкости, быстро воспламеняющиеся
Класс 4.1Поддающиеся воспламенению твердые вещества, продукты полимеризации
Класс 4.2Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
Класс 4.3Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
Класс 5.1Окисляющие продукты
Класс 5.2Пероксиды органические
Класс 6.1Вещества токсичные
Класс 6.2Вещества инфекционные
Класс 7Материалы, излучающие радиацию
Класс 8Вещества коррозионные
Класс 9Опасные изделия и вещества

В этом же документе приводятся правила маркировки ОГ по классам. Некоторые из них делятся на несколько подклассов по степени опасности.

Опасные свойства перевозимых грузов должны отображаться на их упаковках или на самих грузах в виде маркировочных знаков. Основная цель маркировочных знаков заключается в быстром определении опасности груза и методов его погрузки/разгрузки, а также разделения. Поэтому все знаки имеют разную форму, символику и цветовое решение. В дополнение к знакам может наноситься надпись на английском и русском языках.

  • Класс 1.1 – «ВЗРЫВАЮТСЯ/EXPLOSIVES»;
  • Класс 2.1 и 2.2 – «ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ГАЗЫ/FLAMMABLE GASES»;
  • Класс 2.3 – «ТОКСИЧНЫЕ ГАЗЫ/TOXIC GASES»;
  • Класс 3 – «ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ/FLAMMABLE LIQUIDS» и прочие.

Штрафы

В России мера наказания за нарушение правил перемещения ОГ утверждена на государственном уровне в Федеральных законах. Подразумеваются штрафы. Они разрабатываются для того, чтобы выработать у физлиц и юрлиц ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов. Рассмотрим их подробнее.

На автотранспорте

При нарушении правил ДОПОГ к перевозящей стороне применяются меры наказания, предусмотренные КоАП РФ (ст. 12.21.2). Штрафные санкции накладываются при:

  • отсутствии у водителя свидетельства, позволяющего транспортировать ОГ;
  • отсутствии у водителя аварийной карточки;
  • перевозке ОГ автомобильным транспортом, не соответствующим предусмотренным нормативам (например, конструкция машины не соответствует грузу, не установлены маркировочные знаки);
  • несоблюдении условий транспортировки опасной продукции, предусмотренных правилами ДОПОГ.

При наличии данных нарушений водитель штрафуется на 2000-2500 рублей или у него забираются водительские права на срок 4-6 месяцев. На должностное лицо, отвечающее за перевозку, накладывается денежное взыскание в размере 15 000-20 000 рублей. Юрлицо штрафуется на сумму 400 000 — 500 000 рублей.

Во всех остальных случаях нарушений водителю назначается денежное взыскание в сумме 100 — 1500 рублей, ответственному лицу – 5000 -10000 рублей, компании – 150 000-250 000 рублей.

Водитель, транспортирующий опасные грузы, должен иметь при себе спецразрешение на движение по автодорогам автомобиля, осуществляющего перевозку ОГ.

На железной дороге

Нарушение правил перевозок ОГ железнодорожным сообщением предполагает назначение штрафных санкций в соответствии с КоАП РФ (ст. 12.21.2). Суммы наказаний для перевозящих нарушителей будут разными и будут зависеть от статуса виновного лица:

  • машинист поезда штрафуется в пределах 1 000 — 2 500 рублей или лишается права вождения локомотива на полгода;
  • лицо, несущее ответственность за доставку груза, штрафуется на сумму 5 000 -20 000 рублей;
  • юрлицо наказывается на сумму 150 000 — 500 000 рублей.

На воздушных судах

При нарушении требований, регламентирующих перевозку ОГ воздушным транспортом, виновные тоже наказываются денежным взысканием. Простые граждане платят за свои противоправные действия 500 — 1000 рублей. Должностные лица – 1000 — 2000 рублей, юрлица – 10 000 – 20 000 рублей.
Перевозка авиационными линиями предполагает соблюдение требований транспортировки ОГ, предусмотренных как Федеральными законами, так и государствами, куда совершается перелет. Поэтому за нарушение правил ответственность возлагается не только на летный состав, но и на руководящий персонал.

При море и реках

Перевозка опасных грузов на морских и речных видах транспорта предполагает соблюдение нормативов, установленных на законодательном уровне. Наказания за нарушения при перевозке ОГ на море и реках предполагают штрафные санкции, отраженные в таблице.

Категория нарушителейОсобенности меры наказания
Граждане-физлицаАдминистративное взыскание в сумме 300 — 500 рублей
Должностные лицаШтраф от 500 до 1000 рублей
ЮрлицаШтраф в размере 5 000 – 10 000 рублей

Возможная уголовная ответственность

Не все нарушения требований по перемещению ОГ облагаются административными санкциями. В некоторых случаях нарушителей лишают прав на вождение на срок от четырех до шести месяцев.
Уголовная ответственность может наступить, если:

  • В процессе провоза вредных веществ (груза) был причинен вред человеку, произошло загрязнение воды или окружающей природы.
  • Наступила смерть человека от опасного груза.
  • Осуществлялся нелегальный вывоз/ввоз опасных веществ или предметов для изготовления оружия.

В таких случаях виновные лица могут лишиться свободы и срок заключения будет зависеть от уровня тяжести совершенного преступления.

Вопросы и ответы

Вопрос 1: Кто контролирует перевозку груза морским транспортом и отвечает за его доставку?
Ответ: За безопасностью транспортировки ОГ по морю или реке должен следить капитан корабля и второй помощник. В случае правонарушения на них накладываются административные штрафы. При серьезных нарушениях наступает криминальная ответственность.

Вопрос 2: Какие грузы нельзя перевозить воздушными судами?
Ответ: Правила, обеспечивающие безопасность доставки грузов самолетами/вертолетами, запрещают транспортировать взрывчатые, радиоактивные и токсичные вещества, яды, оружие и легковоспламеняющиеся средства. При нарушении этих запретов, наказанию подвергаются грузоотправитель и ответственные представители авиакомпании.

Вопрос 3: Какие нормативные акты регулируют ответственность за нарушение стандартов транспортировки опасных грузов?
Ответ:

  • Кроме КоАП РФ (ст. 12.21.2) в некоторых сферах деятельности мера наказания устанавливается статьями УК РФ. Например:
  • УК РФ (ст. 189) предполагает наказание за незаконный экспорт веществ, применяемых для изготовления оружия массового поражения.
  • УК РФ (ст. 222) гарантирует наказание за перевозку оружия, составляющих деталей оружия и патронов.
  • УК РФ (ст. 250, 252, 254) накладывает санкции за загрязнение природы и морской акватории.

Вывод

Сегодня бизнес, связанный с транспортировкой ОГ, является достаточно прибыльным. Поэтому предприниматели нередко начинают им заниматься, не интересуясь нормативными требованиями. В этом случае стоит вспомнить известную поговорку юристов, которая говорит о том, что незнание законов от ответственности не освобождает.

Правила перевозки опасных грузов едиными должны быть для всех

Например, из-за разночтений в классификации один и тот же груз может считаться как опасным, так и неопасным. Это зависит не только от того, по территории какой страны этот груз перевозится. В настоящее время полный список опасных грузов, по версии ООН, включает в себя около 3,5 тыс. наименований. В соответствии с российским ГОСТ Р 57478-2017 «Грузы опасные. Классификация» они подразделяются всего на 9 классов (с подклассами), тогда как тот же ДОПОГ, или ADR (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов), предусматривает 13 классов опасности (без подклассов).

Проблема как раз и заключается в том, что оба эти документа (ГОСТ Р 57478-2017 и ДОПОГ) являются действующими и имеют юридическую силу на территории России. Кроме этого, многие российские компании разрабатывают паспорта безопасности MSDS на собственную продукцию, относящуюся к опасным грузам в соответствии с упомянутым ГОСТом, тогда как правила дорожного движения в РФ ссылаются на положения и требования ДОПОГ/ADR.

В соответствии со ст. 12.21.2 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных грузов юридическим лицам грозит штраф в размере от 400 тыс. до 500 тыс. руб. Причем на практике в России при вынесении решения суд будет опираться именно на положения ДОПОГ/ADR.

Помимо прочего, производители продукции, относящейся к категории опасных грузов, могут использовать различные источники информации для ее классификации. В России преимущественно используются справочные данные ГОСТ Р 57478-2017 «Грузы опасные. Классификация», вступившего в силу 1 марта 2018 года, и ДОПОГ/ADR. Крупные зарубежные компании часто используют данные, полученные при самостоятельных исследованиях. Вот и получается, что одно и то же химическое вещество может быть признано опасным и одновременно неопасным. При выявлении таких разночтений клиенту предпочтительнее выполнить перевозку груза по стандартам ADR, чтобы гарантировать ненарушение правил ДОПОГ/ADR.

Использование собственных паспортов безопасности MSDS малоэффективно и в некоторых случаях может даже стать причиной задержки из-за существующей правовой коллизии.

Мы полагаем, что в первую очередь необходимо разработать единый регулирующий документ, который будет полностью соответствовать всем действующими международными соглашениями в области перевозок опасных грузов на транспорте (авиационном – по стандартам IATA, морском – IMDG, внутреннем водном – ADN, железнодорожном – RID и автомобильном – ADR), в которых Россия является страной-участницей.

Кроме этого документа, необходимы единые правила совместного хранения опасных веществ и материалов в РФ, которые в настоящий момент регулируются отдельными нормативно-правовыми актами, федеральными законами, ГОСТами и требованиями к охране труда. Поэтому следующий этап – приведение в единообразие системы хранения опасных веществ с лучшими мировыми практиками.

При этом требования к складам, с точки зрения Ростехнадзора и пожарных правил, достаточно жесткие, и они, увы, касаются исключительно конструкции самого сооружения здания склада, а также противопожарного оборудования, в том числе систем пожаротушения. Однако опасные вещества, которые можно перевозить в одном кузове авто согласно ДОПОГ/ADR, не всегда можно хранить вместе, поэтому разработка такого единого нормативного документа была бы актуальна для всех участников перевозок опасных грузов.

Автор: Алексей Бормин, директор по операциям FM Logistic

Ситуация с перевозками опасных грузов ухудшается

Проблемы внутрироссийского рынка не удалось решить, даже прибегнув к гармонизации российских и общеевропейских правил перевозок опасных грузов. Половина рынка остается вне закона из-за недостаточной ответственности за несоблюдение правил безопасности. По данным ООН, большая часть мирового грузооборота состоит из опасных грузов, к которым относятся взрывчатые, воспламеняющиеся, ядовитые и тому подобные вещества, требующие специальных условий для транспортировки, а также перегрузки и хранения. Объемы перевозок опасных грузов железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом в России достигают 800 млн. тонн, или 20% от общего объема грузоперевозок. На автомобильный транспорт приходится 65% от этого числа.

С учетом высокой степени дорожно-транспортных происшествий, обостряется вопрос использования дорогостоящих единиц специализированной техники, оборудования, средств защиты от всевозможных нештатных ситуаций, которые могут возникать при перевозке опасных грузов, чтобы обеспечить их безопасность. При этом, водителям необходимы квалифицированные знания об особенностях этих грузов, чтобы в случае аварии знать, как необходимо действовать. В нынешних условиях перевозчики прилагают дополнительные усилия и расходы, чтобы обеспечить безопасность грузоперевозок. Это связано с унификацией правил перевозок, ужесточением процесса подготовки документации на опасный груз и усилением требований безопасности в соответствии с Конвенцией ДОПОГ, к которой РФ присоединилась в 2012 году. Чтобы оформить международную автоперевозку опасного груза, требуются дополнительные документы с указанием всех характеристик транспортируемого опасного вещества, начиная с его наименования, номера, принятого классификацией ООН, группы упаковки и других специальных характеристик, и заканчивая наименованием и адресом отправителя и получателя груза. Помимо этого, необходима маркировка груза с соответствующим содержимому знаком, который крепится на контейнер или цистерну.

Участники рынка и эксперты жалуются на увеличение расходов, с которыми сталкиваются добросовестные профессиональные перевозчики опасных грузов, что непосредственно связано с ужесточением требований к безопасности. Однако данные требования не повлияли на ту категорию перевозчиков, которая и не собиралась соблюдать новые правила. По имеющимся данным, на внутрироссийском сообщении 50%-80% опасных грузоперевозок осуществляется без соблюдения установленных законодательством норм. Их несоблюдение влечет административную ответственность, как правило, выражающуюся в виде наложения на водителя денежного штрафа в размере от двух до двух с половиной тысяч рублей. Предусмотрено также лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев на управление транспортом. Для должностных лиц, ответственных за перевозки, предусмотрены штрафы от 15 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей. Оказывается, эта разница и составляет основную проблему, поскольку водителю, оформившему свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, приходится отвечать за несоблюдение правил грузоперевозок не как юридическое, а как должностное лицо.

Единый с европейцами стандарт в перевозках опасных грузов пока не обеспечивает одинакового исполнения его правил. Отсутствие у работников ГИБДД возможности по отслеживанию и проверке подобного груза и каждого перевозчика не позволяет осуществлять полноценный контроль нарушений. Эксперты возлагают вину за происходящее на пробелы в законодательстве, заключающиеся в несоразмерности штрафа и возможного ущерба для экономики государства. Рынок серых перевозчиков, транспортирующих опасные грузы, пополняется предпринимателями, а отсутствие эффективной системы контроля перевозок опасных грузов еще больше развязывает руки «серому братству», привыкшему взятками пробивать себе дорогу.

В логистике – кровеносной системе любого государства – такой бардак недопустим, поскольку его последствия могут стать крахом всей транспортной системы. Это же касается внутренних и международных воздушных перевозок грузов опасной категории, когда несоблюдение правил становится основной причиной авиакатастроф. По словам экспертов в этой отрасли, неправильный прием, упаковка или же перевозка опасного груза становятся причиной 80% авиакатастроф, где участвует именно грузовая авиатехника.

Правила перевозки опасных грузов

Грузы, потенциально способные нанести вред окружающим людям и природе, называют опасными. Разные страны по-разному классифицируют опасные грузы (ОГ), однако как правило к таковым относят все взрывчатые, быстровоспламеняющиеся, ядовитые или выделяющие радиоактивное излучение вещества (как твердые, так и жидкие) и газы. На данный момент в РФ действует международная классификация ОГ, которая подразделяет опасные грузы на девять основных групп риска.

Особенности транспортировки опасных грузов

Территориальное перемещение опасных грузов можно производить разными способами: по воде, по воздуху, по железной дороге или по автостраде. В связи с различиями в техническом устройстве воздушных, морских и наземных транспортных средств, для каждой категории действуют свои правила перевозки опасных грузов. Они регламентируют специфические особенности реализации процесса перевозки ОГ такие как: порядок составления и заполнения транспортных документов, правила маркирования грузов, требования к внешнему виду и техническому состоянию транспорта, порядок действий водителя и экспедиторов в критической ситуации, особенности подготовки и лицензирования персонала и пр.

При перемещении ОГ абсолютно необходима повышенная внимательность, ведь нарушение правил перевозки опасных грузов может стоить участникам дорожного движения жизни.Все этапы перевозки опасных грузов (его упаковка, погрузка, размещение, закрепление и выгрузка) должны осуществляться высокопрофессиональными специалистами с применением машин и спецтехники. Вот почему на территории нашей страны для осуществления этой необходимо обладать соответствующими полномочиями: фирма-грузоперевозчик и ее персонал должны иметь соответствующие свидетельства, разрешающие им осуществлять транспортировку ОГ. И хотя в 2005 году деятельность по перевозке ОГ перестала быть лицензированной, требования к подготовке кадров и оформлению транспортной документации были доведены до требований международных документов.

Водители, персонал, связанный с подготовкой перевозок ОГ, а также консультанты по ОГ, которые следят за надлежащим исполнением первыми и вторыми техники безопасности, в обязательном порядке проходят специальную подготовку на знание правил транспортировки опасных грузов и сдают экзамен. Впервые обучающиеся после сдачи экзамена в РОСТРАНСНАДЗОРе получают «Свидетельство ДОПОГ» сроком на пять лет. За год до истечения этого срока персонал должен пройти повторное обучение и получить «Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации», которое также действует пять лет. Но и это еще не все. Перед каждой перевозкой отправитель груза или его получатель должен обратиться в органы МВД для получения разрешения на перевозку опасных грузов. Если речь идет о веществах, потенциально способных выделять радиоактивное излучение, то разрешение на перевозку получается в Госатомнадзоре РФ.

Небрежное отношение к опасным грузам приводит к непоправимым последствиям для всех окружающих, а потому мировое сообщество столь серьезно обеспокоено соблюдением правил безопасности перевозки опасных грузов.

Действующая документация

К ведущим документам, утверждающим международные правилам перевозки опасных грузов можно отнести:

— Orange Book — так называемая «Оранжевая книга» ООН, устанавливает типовые правила перевозки опасных грузов.

-IMDG Code — или ММОГ, т.е. правила морской перевозки опасных грузов;

-IMSBC Code — международный кодекс транспортировки навалочных ОГ морем.

-ADR — они же правила перевозки опасных грузов ДОПОГ автотранспортом.

-ADN/ВОПОГ — европейские нормативы транспортировки ОГ внутренним водным путевым сообщениям;

-RID и СМГС — железно — дорожные правила перевозки опасных грузов;

-IATA — правила воздушной перевозки опасных грузов;

-GHS — глобальный классификатор хим.продукции;

Главным европейским органом, ответственным за осуществление надзора над международными перевозками ОГ в целях безопасности жизнедеятельности мирных граждан и применение санкций к странам-нарушительницам, является Комитет экспертов Организации Объединенных Наций. Каждые 2 года данный орган занимается пересмотром основной документации, связанной с транспортировкой ОГ и вносит свои коррективы.

На территории Российской Федерации вот уже третий год как действуют новые правила перевозки опасных грузов, комплементарные с международными правилами ADR или более известными как ДОПОГ. Дело в том, что на территории РФ действует своя система правил транспортировки ОГ для разных видов транспорта, и хотя они были написаны с учетом международных конвенций, многие транспортные компании, в особенности автомобильные, жаловались, что не могут юридически конкурировать с иностранными перевозчиками. Якобы действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом не позволяли так организовать перевозку, чтобы полностью избежать штрафов при пересечении границы.

С подписанием Постановления Правительства РФ №272 от 15.04.2011 года грузоперевозчики вздохнули полной грудью — вступили в силу изменения правил перевозки опасных грузов, которые унифицировали российскую систему опасных грузоперевозок с европейской. Появились такие важные положения, как минимальный размер ОГ, перечень обязательного оборудования (например, навигатор, подключенный к ГЛОНАСС ) и пр. С апреля 2012 года новые правила стали обязательными для всех грузоперевозчиков нашей страны. В след за Россией некоторые страны СНГ, в том числе Казахстан, сделали шаг к унификации транспортного законодательства в отношении правил перевозки опасных грузов (РК 35). Возможно, в недалеком будущем нас ожидает полный переход к международной системе транспортировки ОГ.

Правовые основы перевозок опасных грузов

Cтатья «Правовые основы перевозок опасных грузов», опубликованная в журнале «Логистика и Управление», N8, Август 2008 г.

  • Как перевозятся опасные грузы в России
  • Каковы международные требования к опасным грузам
  • Как согласовать маршрут опасного груза

В «LOGISTICS&management/Логистика и управление» № 7/2008 освещалась ситуация на российском рынке перевозок опасных грузов. В продолжение этой темы мы рассматриваем, какие преобразования происходят в правовом поле, касающиеся операций с опасными грузами, и что препятствует их реализации.

Существующие экономические и технические трудности, а также юридические неувязки мешают привести российский рынок перевозок опасных грузов к согласованности с требованиями, которые Россия приняла при подписании ДОПОГ (Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов). Однако за все это время успел измениться и ДОПОГ – его редакция, введенная в январе 2007 года, включает в себя более жесткие требования к безопасности перевозок. К сожалению, сделать ДОПОГ-2007 обязательным в России не представляется возможным в связи с неизбежным удорожанием перевозок и со значительной изношенностью используемого автопарка, по техническому состоянию далекого от требований этого международного соглашения. Тем не менее приказом Минтранса России № 44 от 17 апреля 2007 г. утвержден «Порядок выдачи специальных разрешений на существление международных автомобильных перевозок опасных грузов», который вступил в силу 12 июля 2007 года. Он призван привести в соответствие с ДОПОГ работу российских транспортников на рынке международных перевозок опасных грузов.

Правовое воздействие

К действиям по наведению порядка при перевозке опасных грузов можно отнести вступившие в силу с 11 августа 2007 года изменения, установленные ФЗ № 210-93 от 24 июля 2007 г. Они предусматривают штрафы за нарушения водителем правил перевозки опасных грузов, связанные с отсутствием необходимого комплекта документов или с несоответствием конструкции транспортного средства требованиям нормативных актов. Так, исходя из рамок ответственности, предусмотренной статьей 12.21, пунктом 1, водитель должен иметь свидетельство ДОПОГ-ADR, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке грузов ДОПОГ-ADR и согласование маршрута перевозки. Также необходимы аварийная карточка системы информации об опасности и элементы системы информации об опасности. Конструкция транспортного средства должна отвечать правилам перевозки и оснащаться средствами для ликвидации происшествий при перевозке опасных грузов. При несоблюдении этих норм и других условий перевозки закон устанавливает штраф для водителя 2–2,5 тыс. руб. или лишение прав управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев. Ответственность должностных лиц, не организовавших соответствующим образом перевозку опасного груза, измеряется в пределах 15–20 тыс. руб. Штрафные санкции в отношении юридических лиц могут составлять 400–500 тыс. руб.

Маршрут опасного груза

В настоящее время в Минтрансе России идет подготовка к выпуску новой редакции «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и проекта постановления «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». С их помощью должны быть установлены необходимые правовые основы для гармонизации внутрироссийских требований с требованиями ДОПОГ. ДОПОГ не предусматривает права государственных компетентных органов выдвигать требования по предварительному согласованию маршрута по дорогам, где установлены дорожные знаки, регулирующие движение с опасными грузами. В России, как и в Беларуси, Литве и Украине, дополнительно введена разрешительная система на перевозки опасных грузов. Она подразумевает обязательное согласование маршрута движения со всеми территориальными (областными) подразделениями ГИБДД, по дорогам которых будет перевозиться опасный груз. Так, при перевозке опасного груза из Ленинградской области в Алтайский край потребуется больше 10 маршрутных листов или не менее 20 суток на согласование маршрутов с подразделениями ГИБДД регионов, через которые будет проходить маршрут. По мнению специалистов АСМАП, эти требования противоречат Европейскому соглашению ДОПОГ, не являясь оправданными с точки зрения безопасности. Такое согласование создает логистические проблемы для перевозчика, значительно увеличивает стоимость и сроки транспортировок, чиня серьезные препятствия развитию транспорта и торговли. Еще 23 апреля 1994 года, то есть в момент присоединения России к Соглашению ДОПОГ, было издано постановление Правительства РФ № 372, предписывающее органам исполнительной власти определить в месячный срок специальные маршруты для перевозок опасных грузов в населенных пунктах; остальное должно регулироваться дорожными знаками. По постановлению дополнительное согласование проезда транспорта с опасным грузом с местными органами власти излишне, но на практике перевозчики до сих пор обязаны согласовывать маршрут следования груза, что создает условия для коррупции. МВД России выступает против отмены согласования с территориальными органами власти ГИБДД маршрута перевозки опасных грузов.

Спутниковая навигация для «опасников»

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 365 определено, что с 1 января 2006 года все вновь вводимые автотранспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Несмотря на большой объем работ, выполненных для реализации этого постановления в рамках федеральных целевых программ, окончательное решение этой задачи возможно лишь к 2011 году, когда будет выполнена ФЦП «Глобальная навигационная система». Пока финансирование данных федеральных программ не позволяет обеспечить полное покрытие территории России действием спутниковой системы. Постановление Правительства № 922 от 3 августа 1996 г. предусматривало установку на грузовых автомобилях уже с 1 января 1998 года. тахографов, контролирующих время работы водителя и таким образом позволяющих предотвратить ДТП из-за его усталости. Как и аппаратуру спутниковой навигации, их до настоящего времени устанавливают как опции, а не как обязательный элемент, различные специализированные организации. Завершая выборочный обзор состояния дел в области перевозок опасных грузов, можно сказать, что меры, принимаемые по упорядочению документации и улучшению технического состояния автопарка, недостаточны и не успевают за развитием общеевропейских требований к безопасности перевозок. По многим позициям даже принятые законы, постановления Правительства РФ или приказы Минтранса остаются лишь декларациями о намерениях.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector